Людмила Уланова
Из рассказов девочки Лёльки
Про искусство
Два раза в неделю меня возят на подготовительные занятия. Вообще-то я давно читаю книжки и
писать тоже умею, хоть и криво. Но мама с папой говорят, что надо привыкать к школе, тем более что в садик я не хожу.
У нас там кроме обычных уроков есть занятия по искусству. Их ведёт Ирина Альбертовна. Она ничего толком не объясняет и
всё время кричит, что воспитает из нас творческих личностей и прибьёт нам художественный вкус. Правда, когда я маме
рассказала про это, оказалось, что я неправильно расслышала и вкус нам Ирина Альбертовна не прибьёт, а привьёт. Но было
поздно. У меня в голове картинка уже нарисовалась: Ирина Альбертовна с молотком и гвоздями бегает за учениками, чтобы
прибить вкус. Вкус я представила в виде шоколадки - ведь он же должен быть хорошим!
Недавно Ирина Альбертовна поставила музыку и велела рисовать то, что эта музыка нам подскажет. Музыка мне ничего не хотела
подсказывать, я грызла карандаш и рассматривала учительницу, особенно её голубые волосы. Интересно, почему они такого
странного цвета…
Я так задумалась, что не заметила, как нарисовала Ирину Альбертовну за маленьким столиком на лужайке около кукольного домика.
Пудель ставил на столик поднос с кофейником и чашками. А перед Мальвиной Альбертовной стоял на одном колене Пьеро и вручал
ей букет белых хризантем.
Учительница долго-долго смотрела на мой рисунок, а потом почему-то грустно-прегрустно вздохнула и ничего не сказала. Но
вечером я услышала, как она говорила маме и папе: "У вас очень способная девочка. Ей непременно надо учиться изобразительному
искусству".
По дороге мама заявила:
- Точно! Надо будет обязательно Лёльку отдать в нормальную изостудию, где занятия ведут настоящие художники, а не какие-то
сомнительные пенсионерки, которые сами и красок-то в руках не держали! А красить умеют только волосы, причём в жуткие
цвета!
И тут мне вдруг стало ужасно обидно за Ирину Альбертовну:
- Мама, как ты не понимаешь? Она же бывшая Мальвина! То есть не бывшая… просто старенькая. Ей всегда так хотелось вести
уроки, а единственный ученик, Буратино, от неё сбежал! Пусть хоть теперь порадуется. Ну да… она немножко скучная.
И немножко вредная. И кричит часто. Но я думаю, она хорошая. Ведь Артемон её очень любил. А собаки - они в людях
разбираются.
Про гадкого утёнка
К нам на гастроли приехал театр из какого-то другого города. Почти все спектакли были взрослые
и только один детский - "Гадкий утёнок". Вот на него мы с бабушкой и пошли.
Сцена была совершенно пустая, без декораций. На неё выехал на скейте дяденька в сером комбинезоне и в белой бандане.
Сначала он долго катался и делал разные трюки, а потом отшвырнул скейт и стал выкрикивать:
Я гадкий утёнок, а попросту гад!
Я делаю гадости всем подряд!
Меня не затравите, я вам не лох,
Устрою на птичнике переполох!
Когда так кричат, это называется "рэп", я знаю, видела по телевизору. Я не пыталась специально запомнить, что выкрикивал
утёнок, просто у меня память слишком хорошая. Стихи и песни запоминаю с первого раза.
Потом на сцену выкатился на роликах ещё один артист. На голове у него был большой красный гребень. Он всем сообщил, что
он панк по прозвищу Индийский петух, и полез к утёнку драться. За ним выбежала целая толпа людей в обычной одежде, на груди
у каждого висела табличка. На табличках было написано: "Утка", "Курица", "Индюк". Они стали болеть за дерущихся - одни за
утёнка, другие за петуха. Болельщики подбадривали драчунов громкими криками, кряканьем, кудахтаньем и свистом. Дрались
утёнок и петух очень-очень долго. Потом на сцену напустили дыма, и я так и не поняла, кто победил, потому что у меня
защипало глаза и запершило в горле. Зрители в зале чихали и кашляли.
Когда дым развеялся, я увидела, что утёнок разговаривает с двумя артистами в кепках с огромными козырьками. Он им говорил:
Это вы клёво придумали, гуси,
Вольная жизнь - это в нашем вкусе!
Тогда я поняла: двое в кепках - гуси. Но тут какой-то дядька выбежал на руках - прямо так, вниз головой! Одной ногой он
лягнул первого гуся, другой - второго. Гуси упали. Наверное, это был охотник.
А потом утёнок устроился на работу в цирк. Там было два главных артиста - курица и кот. Курица жонглировала яйцами, а кот -
бенгальскими огнями. У утёнка жонглировать ничем не получалось, а его рэп всем быстро надоел. К тому же он всё время
подстраивал другим циркачам мелкие пакости: щипал их, обливал водой. Поэтому старушка, директор цирка, его уволила.
После цирка утёнок ещё долго ходил туда-сюда, всё время с кем-то ссорился, а в конце концов к нему подбежали трое в белых
футболках и шортах, стащили с него серый комбинезон, а под ним оказались такие же белые шорты и футболка. И все вместе
они стали танцевать танец маленьких лебедей. Хотя я точно знаю, что этот танец совсем не из "Гадкого утёнка", а из балета
"Лебединое озеро", мы на него с мамой ходили. А потом, кажется, кто-то с кем-то поженился, но я уже так устала, что ничего
не поняла.
Когда мы вернулись домой, бабушка долго делилась впечатлениями с родителями:
- Очень, очень современная постановка! Какой интересный подход к классической сказке! Как ново! Как свежо! Какие
великолепные режиссёрские находки!
Наша бабушка вообще очень старается быть современной - модно одевается, читает самые новые книжки и даже пытается слушать
молодёжную музыку. Ну и вот, пока она рассказывала, мама с папой искоса поглядывали на меня. А я, кажется, сидела с довольно
кислой физиономией. Чувствовала я себя так, как будто не в театр сходила, а два часа занималась какой-то тяжёлой и противной
работой - например, писала буквы в прописях. Когда бабушка вышла, мама тихонько спросила меня:
- Не понравилось, да?
- Не очень, - я вздохнула и поплелась в свою комнату. Там я сняла с полки книжку Андерсена и открыла "Гадкого утёнка".
Немножко полистала и прочла:
"А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и
гнали его. Но всё это было позади. Теперь люди говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей".
И мне стало полегче.
Про весну
У нас во дворе каша из воды снега. Но воды всё-таки больше, потому что весна. Весна-весна-весна!
Я часа два бегала по двору, вот по этой самой каше, топала, брызгала, и это было так здорово, просто ух! В воздухе тоже
получилась каша - из брызг и солнечного света. И мне казалось, что сама весна бегает со мной и её золотисто-зелёное платье
уже всё мокрое от этих брызг! А ещё мне казалось, что вместе с нами по новеньким лужам носятся три сына весны - март, апрель
и май, обычные мальчишки, только очень весёлые и совсем не вредные. Мне хотелось, чтобы у меня были такие братья. В голове
что-то закружилось, забулькало, и я крикнула:
У весны мокрое платье!
А март, апрель и май - мои братья!
И как будто радужный пузырик взлетел и затанцевал у меня над головой. Я скакала, спотыкалась и повторяла и повторяла
эти строчки. А потом поняла, что мне надо срочно ими с кем-то поделиться. Во дворе никого не было, и я помчалась
домой.
Бабушка увидела меня и возмутилась:
- Мокрая! Ты же вся мокрая! Срочно переодеваться!
- У весны мокрое платье! А март, апрель и май - мои братья!
- Что-о?
- Бабушка, это стихи! Я стихи сочинила!
И я ещё раз выкрикнула свои строчки. Радужный пузырик плясал над моей головой. Дома наступила весна.
Бабушка как-то странно примолкла, быстро помогла мне переодеться, выдала горячий чай с лимоном и взялась за телефон.
Я подумала, что она будет звонить маме на работу и жаловаться, что ребёнок совсем от рук отбился. Я ушла в свою комнату
и закрыла дверь, но всё равно было слышно, потому что бабушка всегда громко разговаривает. Только позвонила она совсем
не маме, а своей подруге Марье Михайловне.
- Маша! Ты не представляешь! Лёля сейчас сочинила стихи! Да, стихи! Да, сама! Нет, ну что ты, никто ей ничего не
подсказывал. Да, ей ещё семи нет. Вот послушай.
И она прочитала по телефону мои строчки. Я не могла понять, зачем это. А дальше стало совсем непонятно. После Марьи
Михайловны бабушка принялась звонить тёте Рае, Анне Ивановне, Серафиме Григорьевне, тёте Тане, тёте Кате, ещё и ещё
кому-то - в общем, всем своим родственницам, приятельницам, подружкам и просто знакомым. И всем читала про весну в мокром
платье.
- Да, очень способная девочка, - доносилось до меня. - Ну конечно, я занимаюсь её развитием, конечно! Ведь я же целый день
с ней, я в неё столько сил вкладываю! И вот результат! Да-да, очень поэтическая натура!
Мне стало как-то кисло. Ну вот как чай с лимоном, только невкусно. И мой радужный шарик тоже скис. После каждого
бабушкиного звонка он всё больше терял краски, пока не сделался совсем бесцветным.
Постепенно все стали возвращаться с работы. Первым пришёл дедушка. Я вышла с ним поздороваться, а бабушка, конечно,
тут же кинулась с этими моими несчастными стихами. Дедушка сначала вообще не понял что к чему, а потом сказал:
- Мммм… нууу… мокрое платье. Как-то недостаточно поэтично… Что это, весна в лужу села, что ли? Про весну великие поэты
писали великие стихи.
Дедушка вдруг встал в какую-то неестественную позу и завыл:
- О весна-а-а без конца-а-а и без кра-а-ая,
Без конца-а-а и без кра-а-ая мечта-а-а-а…
Тут дедушка перестал подвывать и начал чётко и отрывисто выкрикивать:
- Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую! Звоном! Щита!
На каждом слове он взмахивал рукой и делал шаг вперёд, надвигаясь на бабушку.
Бабушка очень неодобрительно смотрела на дедушкино выступление.
- Распрыгался, - проворчала она, - щитом он звенит… вояка!
- Это не я звеню. Это Блок звенит, Александр Александрович, великий поэт, между прочим. Лёля, ты почитай, почитай его.
Прежде чем свои стихи сочинять, надо с классикой познакомиться.
Мой радужный - нет, совсем уже не радужный - пузырик перестал танцевать и печально завис у меня над головой. Раздался
звонок в дверь. С работы вернулся папа. Бабушка тут же бросилась к нему.
- Не надо! - крикнула я, но она уже вывалила на папу строчки про весну в мокром платье и моих бедных братьев.
- Ну что ж, - сказал папа, - рифма неплохая. Вполне, вполне… А вот размер хромает, извини. Что ж у тебя первая строка
короткая, а вторая длинная? Да и с ритмом проблемы. Надо нам с тобой стихосложение изучить, что ли, раз уж ты вдруг стихи
писать надумала. А то нескладно получается.
Папа пошёл мыть руки и переодеваться, а я ушла к себе. Взяла какую-то книжку, но читать не получалось. Мой шарик-пузырик
ещё немного потрепыхался, плюхнулся на пол и растёкся лужицей. Я забралась под плед, только нос иногда высовывала, чтобы
немножко подышать. В голове у меня крутилось без остановки: "Не надо мне ничего! Не надо ничего! Ничего не надо!" Я сама
не очень понимала, откуда взялась эта фраза и чего мне было не надо. Опять позвонили в дверь. Мама всегда с работы позже
всех приходит. Сейчас бабушка и ей начнёт… Я изо всех сил зажала уши. "Не надо мне ничего ничего мне не надо ничего!"
Прошло несколько минут. Я почувствовала, что кто-то откинул плед с моей головы и легонько отвёл мои руки, вцепившиеся
в уши.
- Ну ничего себе, - сказала мама, - я-то думала, ты моя дочка. А мы с тобой, оказывается, сёстры!
Я так удивилась, что села на кровати:
- Почему?!
- Так ведь март, апрель, май - и мои братья тоже! - Мама села рядом и обняла меня. - Я сейчас, - зашептала она, - по лужам
пробежалась. Немножко. Только никому не говори!
Радужный пузырик взлетел и затанцевал над нашими головами, переливаясь всеми цветами. Интересно, а маме он был виден?
Художник Вероника Попова
[в пампасы]
|