КАКОЕ В МИРЕ ЧУДО?

 

Как на масленой неделе
Малая Масленка в Томске

 



Масленица-Масленица,
Раскрасавица девица,
Напеки нам калачи
На горяченькой печи,
Принеси до солнца нам блины к оконцу!

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
На поднос блины кладите
Да к порогу подносите!

С этой афиши всё и началось... Нет, началось всё раньше... Нет, опять не так. Это рассказ о замечательном празднике и о замечательных людях, этот праздник устроивших. Мне же просто посчастливилось там быть, веселиться и многому дивиться! И рассказ мой пусть с афиши и начнётся. Самому же мне и рассказывать много не придётся, только иногда пояснять-разъяснять - что, как и зачем. Но сначала - маленькое предисловие.
     
      14 января 2009 года, в день памяти Василия Великого, в Томске родился новый творческий коллектив - арт-проект "Васильев вечер". Участников его связывает не только интерес к традиционной русской культуре, но и семейные и дружеские отношения. Многие из них встретились когда-то в томском ансамбле "Пересек", другие присоединились благодаря проекту патриотического воспитания "Томская застава". Каждый шёл к традиционной культуре своим путём: кто-то искал себя в пении, кто-то постигал глубину православной веры; одних привлекало ремесло, других - русское боевое искусство. Так или иначе, народная культура стала частью их повседневной жизни. И это не игра - именно так хотят проводить будни и встречать праздники участники коллектива. Народный костюм для них - не сценическая, а праздничная одежда. Пляска неотделима от песни, песня от костюма, костюм от обряда, обряд от веры. Желание воспитывать собственных детей в традициях русской культуры определило возникновение естественной среды, где в реалиях современности оживают вековые традиции...

Малая Масленка - так ласково называется день встречи Масленицы - это воскресение за неделю до большой (широкой) Масленицы, или Прощёного дня. Зовётся Масленка малой, а важна не меньше большой: чтобы масленая неделя прошла удачно, как положено, её надо правильно встретить!
      Масленица - последняя неделя перед Великим, сорокадневным, постом. С одной стороны, праздничный, разгульный период, когда ещё можно - и даже нужно! - петь, плясать, веселиться, с другой - подготовка к посту, и на богослужении уже звучат покаянные песнопения, а со стола уже исчезло мясо. Оттого, что на столе в это время в основном молочная пища и яйца, Масленица и получила своё название - "белая", "сырная" или "масляная" неделя.
      Без блина, говорят, и не Маслена! Пеклось блинов на Масленицу-объедуху несчитано, и делались они по-особому. Обычно заводили блины на дрожжах, на опаре - и пекли толстыми, такими, чтобы можно было насытиться двумя-тремя. Масленичные же были тонкими, прозрачными, в дырочку, чтобы лакомиться ими с разными припёками - сыром, сметаной, яйцами, мёдом и, конечно же, с маслом.
      Широко шло масленичное гулянье! Шумели пёстрые ярмарки и балаганы, раскручивались ледяные карусели, устраивались кулачные бои, трещотками и мётлами отгоняли врага от своих стен защитники потешных снежных городков… С катальных гор неслись с ветерком и старый и малый (а было время, в любимом своём селе Покровском сама императрица Елизавета Петровна съезжала с такой горы "стоя на лыжах"). Всю праздничную неделю колесили по городам и весям масленичные поезда - десятки, а то и сотни нарядных упряжек, с которых песнями и прибаутками веселили народ их участники; толпа скоморохов "утешала зрителей игрою" - скрипки, гармонии, бубны, стремена и балалайки играли-заливались на разные лады. По многу раз на дню тешил публику горбатый Петрушка, разыгрывая незамысловатую комедию "на злобу дня". Учёный медведь с вечной своей спутницей "козой бодатой" (её изображал мальчик, наряженный в мешок с прикреплённой к нему козлиной головой) представлял сценки, в которых высмеивались человеческие пороки.

      Ещё один обязательный обычай на Масленицу - величание молодожёнов, тех, кто успел жениться до начала Великого поста. Оборотной стороной величания были обряды "корения" (укора, брани) холостых и незамужних. Все песни и действия его служили тому, чтобы уж к следующей Масленице холостые обязательно нашли себе пару.
      В последние дни Масленицы всё внимание было обращено на куклу из соломы - главный символ праздника. Её делали из накопленного за зиму мусора: старых веников, ёлок, оставшихся с Рождества, соломы, сношенных лаптей. Чучело это - олицетворение "ветхости", греховности; его сжигание - преодоление "ветхого человека" и смерти. К Масленице привязывали лоскутки ткани, которые потом сгорали вместе с чучелом, как грехи и болезни, от которых избавляются к светлому дню Пасхи. Сжигали чучело в воскресный вечер на пригорке или любой другой возвышенности - чтобы земной огонь быстрее смешался с огнём небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. Над чучелом глумились и осыпали его бранью, тем самым прогоняя злое, враждебное человеку начало - зиму, олицетворяюшую смерть; ругань выполняла тут роль своеобразного оберега, защиты от нечистой силы. В Сибири изготовлением чучела занимались мужчины, а сама Масленка представляла собой фигуру мужика из соломы с трубкой в зубах.
      За лихою гульбой и забавами незаметно пролетало весёлое масленичное время. Подходило Прощёное воскресенье. "Прости меня, буди в чём пред тобою виноват", - каялись друг перед другом православные и, освободив себя и ближнего от обид и от иных чувств злых и мстительных, вступали в Великий пост. На семь долгих недель замирала на Руси праздничная жизнь...

      Ну а теперь вернёмся к началу, к малой Масленке, что на самом излёте зимы расходилась-расплясалась у нас в Сибири, в Томске!

Уходи, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Дайте мне соху-борону -
Я пахать пойду!



Театр Петрушки
- Послушай, музыкант, хороша ли моя лошадь?

 



Величание молодожёнов
Очень красивый обряд - лиричный и загадочный одновременно.

 



Медвежья комедь
- А ну-ка покажи, как городские девки с кавалерами прогуливаются?

 



- О-го-го коза! О-го-го сера!..

 



Молодецкие забавы

 



Кадриль
Вот уж все наплясались-накрутились!
В конце же - пары обязательно кланяются гармонисту,
девушки в щёку целуют, за игру благодарят.

 



Ассигнации
Вместе с билетом каждый пришедший на праздник
получал буклет и рупь целковый. С рублём этим можно было
сразу пойти в лавку и купить один блин.
А можно было обменять свои (российские) ассигнации
на местные, праздничные - за рупь целковый десять рублей "наших".
И тратить было на что: тут тебе и "Лавка"
с горшечным рядом, тут тебе и куклы, и пряники!..

 



Фото на память

 

Фото Евгения Нечаева
Иллюстрации Ольги Нечаевой

Использованы материалы из буклета
арт-проекта "Васильев вечер".

На празднике побывал Голя Монголин.

 

[в пампасы]

 

Электронные пампасы © 2009

Используются технологии uCoz