Марина Бондарева. РОДНИКИ НЕИСТОЧНЫЕ
КАКОЕ В МИРЕ ЧУДО?

 

Марина Бондарева
Родники неисточные

 

 

Когда тела касается домотканый холст, а от ритмичной песни цветных нашивок-полосочек глаза покрываются разноцветной дымкой, ощущаешь себя новой и одновременно мудрой и древней.
      Русский костюм. Веками отработанная техника кроя, очень практичная и простая. Модули-прямоугольники разных размеров, которые, соединяясь, создают чудо.
      Сегодня разговор пойдёт о южном великорусском понёвном комплексе, состоящем из рубахи с прямыми поликами1, глухой юбки-понёвы2 с прошвой, занавески-фартука, повойника3 (иногда сороки4) и головного платка. Говорить я буду не по роду профессии, а по влечению сердечному и непреодолимому.
      Мне повезло: я живу в локальной реликтовой зоне, где до сей поры народный местный костюм числится не музейной реликвией, но обыденностью. Встречается он в наших сёлах и сегодня (это в веке-то двадцать первом!), являясь в крестьянской среде обязательной обрядовой одеждой и в радости, и в горести.
      Скопинский район Рязанской области. Потрясающая история от времён первых засечных черт Ивана Грозного для обережения южных границ. Церковь-памятка Дмитрию Донскому и Куликовской битве. Посох монаха-богатыря Пересвета, посланного как знак благословения Сергием Радонежским.
      Старое село Вослебово, где, как говорят, после трудов великих воинских остался жить монах-воин Ослябя. Родник Прощёны в пересохшем русле реки Вёрды, атаманы-разбойники Касог и Булат, которых на многие века пережила легенда о вечной девичьей любви.
      Смешение во времени многих культурных слоёв. Служилые воины-однодворцы из разных уголков земли русской. Пришлые завоеватели, смешавшиеся с местным населением. Явные признаки татаро-монгольского нашествия в лицах. Такой любимый у нас красный, красивый, как раньше говаривали, цвет. Цвет яростного солнышка, поспевшей земляники, крепкой ягоды шиповника и радости весенней.
      Одежда значила в былые времена много больше, чем теперь. Это было и таинство, когда лён с наговором сеяли, собирали, теребили да нить при лучине скручивали. Когда вышивку-оберег, ещё с прабабкиной рубахи переснятую, по всем входам-выходам укладывали. Там то конь летящий, то символ земли-матушки, то женская сила красным крестиком по белому полю вышита.
      А какие украшения бисерные поверх годовой, самой нарядной, одежды, вокруг плеч да шеи укладывали! Разметки чёрно-белые, как зёрна пшеничные, с землёй перемешанные. Буски, где красное всеми переливами играет, - девять ниточек на двух алых атласных полосках. Ожерелок от плеча к плечу поверх этого клали. В нём всякого цвета намешано, а издали глянешь - рисунок ромбами выступает, памятка о земле-кормилице.
      Самобытный костюм.
      В каждом селе со своей особинкой. Без единого слова сразу всё узнать о хозяйке можно.
      Вот и я, однажды примерив льняную рубаху столетней давности, не смогла уже забыть, что женщина - создание космическое.
      Вся моя память давняя, всё прошлое, от бабок и прабабок доставшееся, в полный рост во мне встало. И который год не могу оторваться от этого родника чистого. В деревнях в сундуки заглядываю. Каждый шов работы ручной потрогаю-поглажу. Сколько маленьких хитростей узнала. Сколько ответов на вопросы ищу, когда за работу берусь, чтоб ещё один костюм к жизни вернуть. Ну а первый свой, из белёного льна домашнего, с бахромой да кружевом коклюшечным, надеваю, когда сердцу женскую силу вспомнить захочется. Когда телу обережная сила работы ручной, с думками-мыслями перемешанной, вдруг понадобится. Надеваю, пью силу из времён давних, родников ещё не забытых и радуюсь бесконечно.
      Потому и с вами этой радостью поделиться хочу.
      Ведь чем больше другим света отдаёшь, тем больше взамен даётся.
      Пейте и вы из родника народного, стародавнего. Да и к одежде своей сегодняшней внимательней будьте. Умело выбранная, с радостью надетая, и она силу оберега обрести может.
     
      Ну а я опять по деревням -
                      в сундуки заглядывать,
                                 незнакомый шов поучить-потрогать
                                            да ещё одну быль стародавнюю выслушать.

 

Куклы Марины Бондаревой

 



Подружка

 



Большуха5

 



Девушка пляшет

 



Матушка

 



Старый и старая

 



Девочка-нянька

 



Смотрины

 



Подруженька

 



Невеста

 





"А он мне нравится!"

 

1 Полик - деталь кроя, соединяющая полочку и спинку по линии плеча.
2 Понёва (панёва, понява, понька) - старинная женская крестьянская одежда, род юбки из трёх и более частично сшитых полотнищ. Носили понёвы преимущественно замужние женщины.
3 Повойник (от повивать) - старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок; чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора.
4 Сорока - старинный русский головной убор замужних женщин (или его часть), род кички. Был широко распространён в центральной России и считался самым богатым из женских головных уборов.
5 Большуха - старшая в доме, хозяйка.

 

[в пампасы]

 

Электронные пампасы © 2010